Пушкарева Л.А.

МОЛОДЕЖНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТРЫ В МОСКВЕ

Перед библиотечными учреждениями Москвы всегда ставились широкие задачи - не только приобретения, хранения и распространения информации, но и способствования нравственному и духовному становлению личности, интеллектуального досуга, пропаганде здорового образа жизни, предупреждения асоциальных явлений в молодежной среде.

До недавнего времени библиотечно-информационное обслуживание населения Москвы осуществлялось в 432 публичных библиотеках. Сюда входили 5 городских библиотек, 34 централизованных библиотечных системы и 11 библиотек - самостоятельных юридических лиц. Однако сегодня в соответствии с решениями Правительства Москвы действует целевая комплексная программа развития публичных библиотек города как информационных интеллект-центров на 2004-2006 гг., которая открывает новые перспективы развития информационной культуры общества. По последним данным, в Москве в 2004 г. как интеллект-центры заявлены уже 44 библиотеки, в которых отрабатываются действующие модели ИИЦ. И процесс этот продолжается. Что же такое Интеллект-центр? И почему именно сегодня возникла потребность в расширении, модернизации библиотечных функций?

В современном динамичном мире существующие социокультурные институты стремительно и радикально реконструируются. Перед человеком выдвигается новая глобальная цель - быстрая адаптация к наступающим переменам. Достижению этой задачи во многом призвана способствовать информация. Наше время - время информационной революции. Мы живем в условиях лавинообразного увеличения объемов производимой и потребляемой информации. За последние тридцать лет ее произведено больше, чем за предыдущие пять тысячелетий. Поэтому сегодня распространение знаний становится условием не только социального и культурного развития личности. Стремительное развитие в глобальном масштабе информационных и телекоммуникационных технологий выводит равный и свободный доступ всех граждан к информации в краеугольные, базовые принципы дальнейшего развития любого современного общества.

Известное восточное изречение, относящее жизнь человека в эпоху перемен к бедствиям и потрясениям, верно и сегодня. Российское общество на переломе социальных, экономических и политических реформ приходит к социальной его поляризации. И именно библиотеки остаются едва ли не единственными учреждениями, предоставляющими информационные услуги пользователям бесплатно. Кроме того, сегодня библиотеки в своем большинстве имеют необходимые площади не только для чтения и работы с другими информационными ресурсами, но и для общения, проведения творческого досуга и различных просветительских массовых акций. Целевая комплексная программа должна послужить модернизации публичных библиотек города, созданию комфортной среды удовлетворения интеллектуальных потребностей общества, организации свободного доступа к знаниям всех слоев населения и, прежде всего, молодежи.

Социологические исследования первой половины 90-х гг. отмечали снижение интереса молодежи к книге. Если среди взрослого населения число активно читающих литературу составляло 75%, то в молодежной аудитории лишь 40%. Основной причиной столь невысокого спроса на книги молодые респонденты называли несоответствие между тем, какая литература имелась в библиотеке, и тем, что им действительно было необходимо. Со второй половины 90-х гг. и по настоящее время наблюдается процесс резкого увеличения в молодежной среде интереса к книге, потребности в информации. Сегодня уже около 70% подростков и молодежи отмечают, что пользуются услугами библиотек. Очевидно, что период поиска своего нового места в социально-культурной сфере сменился для библиотек временем подъема.

Библиотеки города, отвечая на социальные запросы молодого поколения, осваивают новую форму организации своей деятельности - Интеллект-центры. Их главная цель - создание особой интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной для молодежи, а также интенсивное развитие библиотечных процессов и технологий, результатами которых воспользуются читатели всех возрастных и социальных групп.

Интеллект-центр - это библиотека (библиотека-филиал как структурное подразделение централизованной библиотечной системы - ЦБС), имеющая расширенные функциональные возможности и формы обслуживания населения города для организации условий интеллектуальной, творческой, коммуникативной деятельности, физической и психологической релаксации. Чтобы профессионально и грамотно решать задачи повышения образовательного уровня населения, интеллектуального досуга и формирования многогранной, гармоничной личности, интеллек-центрам требуются специалисты не только библиотечного профиля, но и психологи, юристы, педагоги, "компьютерщики", и даже консультанты по фитнесу! - в зависимости от профиля интеллект-центра. Можно сказать, что Интеллект-центр - это сочетание традиционной библиотеки, медиацентра, фонды которого состоят из широкого спектра классической и современной литературы, видео- и аудиоматериалов, электронных носителей информации, сетевых ресурсов и специализированных служб (психологической, правовой, профориентационной, библиотерапии).

Программой предусмотрено создание нескольких моделей Интеллект-центров. Вид и тип информационного Интеллект-центра, что представляется крайне важным, определяет сама библиотека в зависимости от структуры фондов, наличия свободных площадей, приоритетных категорий читателей, социальной и демографической ситуации в конкретном районе города.

Специализация Интеллект-центров может осуществляться по самым разным направлениям: по возрастным или социальным категориям пользователей (дети, юношество, семья, предприниматели, инвалиды и др.); по тематическим признакам (например, центр словесности и культуры, центр муниципальной, правовой и деловой информации, компьютерная библиотека, центр экологической информации и местной истории); по видам информационных ресурсов (коллекция печатных изданий, подборка аудио-, видео-, мультимедиа-документов, электронная библиотека, электронный учебный ресурс и т.д.); по формам работы (клубы, студии, кружки, лектории, музеи, консультационные центры и др.).

Типовая модель информационного Интеллект-центра также может быть различной: традиционная библиотека с читальным залом, абонементом и отделами специальной литературы; информационно-справочная служба с элементами электронной доставки документов; Интернет-клуб, с пунктом общественного доступа к ресурсам, учебным классом и местом общения по интересам; отдел правовой информационной поддержки; центр социально-психологической адаптации и поддержки разных групп населения; отдел профессиональной ориентации и адаптации; центр развития творческих способностей (дизайн, театральная, художественная студия и т.д.); зал многофункционального использования (для выставок, конференций, концертов и др.); издательский комплекс; досуговый комплекс (например, оздоровительно-спортивный комплекс для снятия статического напряжения при работе в библиотеке); интернет-видеостудия как внутрисистемного так и городского уровня связи; компьютерная студия звукозаписи; видеозал с проекционным телевизором (кинотеатр) и спутниковыми или кабельными каналами; игровые помещения для детей и многое другое.

Для достижения поставленной цели библиотечному сообществу Москвы предстоит решить множество задач. Здесь и материально-техническая составляющая, и информационное обеспечение программы, и создание сводных электронных каталогов и доступа к ним, и вопросы финансирования библиотечных комплексов. Но все это останется на бумаге без привлечения свежих, новых, молодых, подготовленных специалистов. Поэтому, помимо задач комплектования фондов, развития технической базы, перед Интеллект-центрами достаточно остро встает вопрос подготовки и переподготовки кадров. Программой развития публичных библиотек города Москвы как информационных Интеллект-центров планируется внедрять, развивать системы обучения и переподготовки библиотечных специалистов. Учитывая крайний дефицит кадров, для этого рекомендовано использовать уже зарекомендовавшие себя базовые организации обучения. Среди них Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Академия повышения квалификации работников культуры, искусства и туризма (АПРИКТ), другие профильные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Для проведения практических занятий рекомендовано использовать системы повышения квалификации, разработанные центральными городскими библиотеками.

Центральная городская юношеская библиотека имени Михаила Аркадьевича Светлова долгие годы является методическим центром для юношеских библиотек и структур Москвы. В своей работе библиотека тесно сотрудничает с федеральными и городскими структурами, призванными работать с юношеством, в том числе с Комитетом по делам семьи и молодежи, Городским центром "Дети улиц", с ЕНМЦ Комитета по культуре Правительства Москвы.

Тематика методических семинаров ЦГЮБ им. М. А. Светлова отражает многогранность деятельности юношеских библиотечных подразделений города, их участие в реализации государственной молодежной политики в городских и федеральных программах: "Патриотическое воспитание граждан Российской федерации", "Молодежь Москвы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками….", "Культура Москвы": "Выбирая профессию - выбираю жизнь", "Психолог и социолог в юношеской библиотеке", "Свободное время столичной молодежи", "Музей в библиотеке: возможность творческой реализации библиотечных работников", "Опыт работы с инвалидами", "Экология души: профилактика негативных явлений в молодежной среде".

Творческий опыт специалистов библиотечного дела Москвы и России, работающих с молодежью, отражен на страницах методического сборника ЦГЮБ им. М. Светлова "Библиотеки Москвы - юношеству. Практика работы, проекты, информация".

С 2005 г. в планах ЦГЮБ им. М.А. Светлова проведение совместно с МГУКИ курсов повышения квалификации библиотечных работников - сотрудников молодежных Интеллект-центров, юношеских библиотек и структур города.

Hosted by uCoz